Чернігівський обласний центр народної творчості



Головна » 2013 » Лютий » 15 » Интервью с народным мастером по изготовлению музыкальных инструментов Александром Бешуном
Интервью с народным мастером по изготовлению музыкальных инструментов Александром Бешуном
12:29
Когда-то очень-очень давно древний человек, окруженный десятками тысяч звуков природы, остановился, прислушался и начал подражать ее голосам. Время шло, мир менялся, а человек уже не только повторял, но и создавал все новые и новые звучания, упорядочивал и совершенствовал их. Да, люди всегда стремились к прекрасному. Музыканты, играя, затрагивают струны души. Мы знаем многих талантливых гитаристов, скрипачей, барабанщиков… А вот имена тех, кто создал инструменты, звуки которых способны проникнуть глубоко в сердце, часто остаются «за кадром». Ведь каким бы талантливым не был исполнитель, звучание музыки напрямую зависит от инструмента. Есть в Чернигове человек, который делает гитары, бандуры, сопилки, гусли, трещотки... А также учит этому мастерству детей. Его зовут Александр Бешун.

Ученик Шленчика

Александр Бешун родом из Шестовицы Черниговского района. Еще в детстве он влюбился в музыку и дерево. В его роду были столяры, поэтому будущий мастер с пеленок впитывал в себя запах и энергию древесины. Окончив школу, он поступил в Черниговское музыкальное училище
им. Л. Ревуцкого. Именно там и познакомился с внуком Александра Шленчика (одного из самых известных мастеров фольклорных музыкальных инструментов Украины). Как-то парень принес гитару, сделанную вместе с дедушкой. Александр Бешун взял ее в руки и понял, чем он хочет заниматься…
– Я попросил Сашу (так зовут внука Александра Шленчика. – Авт.) познакомить меня с дедушкой. Когда я сказал, что хочу у него учиться, Александр Никитович мне ответил: «Сначала сделай верстак». Где-то полгода я его мастерил: без единого гвоздя, на шипах, а когда сделал, –
Александр Никитович начал учить меня своему мастерству, – рассказывает Александр Бешун.
После окончания училища Александр года четыре учился у известного мастера и параллельно преподавал в Центре народного творчества для детей и юношества. Здесь в студии реставрации и изготовления музыкальных инструментов Александр Бешун работает и по сей день. Дети приходят к нему во неурочное время, а ученики 10–11-х классов ООШ №4 проводят здесь занятия по труду. Ребята реставрируют гитары, бандуры, делают народные инструменты.

На его гуслях играют в Москве

Сопилки и «кукушки» – первые инструменты, которые сделал Александр. Сегодня его руки касались почти всех народных инструментов. А гуслями, изготовленными мастером, пользуются даже музыканты в Москве. Что уж говорить о местных бандуристах и гуслярах: им повезло, что в городе живет такой мастер. В Украине очень мало людей, способных создавать музыкальные инструменты, а тех, кто делает сопилки и гусли, почти нет. Так что творчество Александра своего рода уникально.
Не каждое дерево дает музыку
В мастерской у Александра Бешуна много деревянных заготовок и поломанных музыкальных инструментов. Обывателю сложно представить себе, как из полена может получиться инструмент, издающий столь прекрасные звуки.
Материал Александр подбирает тщательно. Многое ему передал покойный Александр Шленчик, что-то приносят люди, а что-то заготавливает сам. Оказывается, дерево должно два-три года сушиться, прежде чем его можно использовать для изготовления музыкального инструмента. Если заготовка полностью не высохнет, инструмент может треснуть еще до того, как на нем можно будет играть.
Не всякое дерево пригодно для инструмента: лучше всего подходят груша, бук, граб, клен, верба, ель. Для сопилок очень хороши сирень и калина. Дуб и ясень, например, не подойдут, так как инструменты из него не звучат: материал пористый. Вообще, чем плотнее древесина, тем лучше звук.
Бандуры, гитары и другие большие инструменты склеивают из нескольких частей (таким методом делали их и на Черниговской музыкальной фабрике). Из цельного дерева изготовить инструмент очень сложно.
– Влажное полено (сухое разрубить сложно) рубят на четыре части, убирают сердцевину, кору и обзол. Таким образом получается радиальный распил дерева, – объясняет Александр. – Затем сушат и из этого материала делают бандуры, гитары, скрипки. Радиальный распил дает силу звучания, и инструмент становится более прочным.

Как сделать сопилку

Берем заготовку длиной миллиметров 500. Делаем поперечное квадратное сечение, затем просверливаем отверстие. Диаметр зависит от тональности сопилки (например, в ре мажоре нужно сделать отверстие в 10 мм, в до мажоре – 12 мм). Потом протачиваем. Далее сопилку нужно покрыть нитролаком или льняным маслом. Причем промазывают несколько раз, пока древесина не станет отталкивать эту жидкость. Масло внутри кристаллизируется и еще больше скрепляет дерево, таким образом звук становится четче и звонче. Затем делаем свистковую часть. Потом – подбираем тональность с помощью музыкального тюнера или правильно настроенного фортепиано – чем короче обрезать сопилку, тем лучше она будет звучать. После по шаблону делаем отверстия. Еще раз промасливаем, даем высохнуть, подстраиваем – и сопилка готова. Кажется, ничего сложного. Но на изготовление сопилки уходит около месяца.
– Делать нужно сразу хотя бы десять заготовок, – говорит Александр. – Одну – не практично. Столько времени уходит потому, что сопилка долго сохнет.
К созданию инструмента нужно подходить с душой
Александр Бешун любит делать абсолютно все музыкальные инструменты.
– К этому делу, как и к любому другому, нужно подходить с вдохновением, любовью. Тогда и инструмент звучит лучше, и получается красивее.
У Александра есть два сына – десяти и полутора лет. К делу отца явного интереса пока не проявляют, но все еще впереди…

Хобби, которое невозможно бросить

Пока мы общались с Александром, в мастерскую подошли его бывшие ученики – Илья Беда и Сергей Ткалич. Ребята уже четвертый год как студенты, учатся в Киевском национальном транспортном университете, но об учителе не забывают.
Илья во время занятия в студии сделал две гитары. Одну – реставрировал, а вторую создавал практически с нуля.
– Деки делал из ели, гриф – из бука, – вспоминает Илья. – Мастерил долго, так как занятия были лишь дважды в неделю по часу, да и других увлечений было много: музыкальная школа, репетиции… Одну гитару я продал, а вторая – до сих пор дома, я на ней играю.
Сергей во время занятий в студии отреставрировал две гитары, домры, пан-флейту…
– Мы и на выставки ездили. Бывало, подходили иностранцы, брали инструмент в руки, говорили, что хорош, –
вспоминают ребята.
Также ребята сделали много инструментов для выставок и под заказ. Так что их уже можно считать мастерами. И хотя для Ильи и Сергея изготовление музыкальных инструментов не стало профессией, но они оба утверждают, что это хобби, от которого невозможно отказаться.
– Ведь так здорово сделать что-то самому, – говорят ребята.
А тут не просто что-то, а музыкальный инструмент.

Наталья Найдюк, "Деснянская неделя"
Фото автора





QR-код посилання на сторінку.
Скористайтеся програмою для сканування штрих-кодів на телефоні.




Категорія: Різне | Переглядів: 1042 | Додав: Irina | Теги: музыкальные инструменты, гитары, центр ремесел, сопилки, Александр Бешун | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0
avatar

Переклад

Інформація

Календар

«  Лютий 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Пошук

Форма входу

Вітаю Вас Гість

Логін:
Пароль:

Фестивалі

фестиваль "Поліське Коло"
фестиваль "Київська Русь"
фестиваль "Київська Русь"

Статистика

О.Майшев © 2021 | Чернігівський обласний центр народної творчості.